Снейп жил, Снейп жив, Снейп будет жить!
Большое спасибо Aerdin, приславшей мне сейчас ссылочку на статью Грязный Гарри в русском Newsweek, посвященную четвертому фильму и шестой книге.
В частности, там есть вывод о том, что седьмой книги мы не увидим раньше, чем выйдут еще два фильма.
На всякий случай, прячу текст статьи за море
28 ноя - 4 дек 2005 № 45 (75)
Грязный Гарри
В ночь со 2 на 3 декабря ровно в 24.00, по традиции, заимствованной у педантичных англичан, в наших книжных начнут продавать русский перевод шестой из семи намеченных книг поттерианы «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Левые - при этом не пиратские, а легальные экземпляры издательства «РОСМЭН» (очевидно, утащенные со складов) - уже недели две лежат на лотках по цене до 1000 руб., хотя нормальная стоимость будет втрое ниже (в Интернет-магазинах уже принимают заказы - 289 руб.). Неделю назад на лотках, но уже киношных, непременно появились бы и пиратские DVD с только что вышедшей голливудской экранизацией четвертой книги «Гарри Поттер и Кубок огня». Но не появились: в Москве провели невиданную облаву на торговцев контрафактной продукцией. Многие видео-CD-DVD ларьки поспешили закрыться. В других под видом фильма - и с его официальным постером на коробке - втюхивали игру «Гарри Поттер и Кубок огня». Что же, господа, не все коту масленица. Будем ждать российской премьеры 22 декабря. Между тем, четвертый кино-Гарри уже произвел за рубежом большую сенсацию.
На прошлой неделе популярный киносайт www.imdb.com сообщил, что «Гарри и Кубок» собрал за уикенд в США $110 млн: второй результат в финансовой истории кино. Правда, потом цифры скорректировали (до $101,4 млн), но четвертый результат в истории - это тоже круто (после почти $115 млн «Человека-Паука», $108,4 млн «Звездных войн: Эпизода III» и $108 млн «Шрека-2»). В Великобритании фильм установил рекорд по числу проданных билетов за три дня - 3 млн! Факты взбудоражили Голливуд, поскольку в этом году на американском кинорынке - впервые с конца 80-х - не рост, а некоторое падение кассовых сборов. Компания BBC снабдила свой сайт шапкой со слоганом, что новый «Гарри» и выходящие вскоре «Кинг Конг» и «Хроники Нарнии» радикально перепишут экономическую киноисторию.
Вдобавок американские критики признали свежего кино-Гарри режиссера Майка Ньюэлла (он известен как автор романтической комедии «Четыре свадьбы и похороны») безусловно лучшим из четырех фильмов поттерианы. Нет, не все критики. Кто-то фильм и поругивает: кто за, как ему кажется, утрату магического духа (герои окончательно переоделись из волшебных плащей в свитера и джинсы, а у Рона - по-современному длинные волосы). Кто-то за длину (157 минут), кто-то за утерю отдельных персонажей, например, противных Дурслей.
Но придирки не в счет, потому что фильм назвали блестящим и лучшим два ведущих деловых киноиздания The Hollywood Reporter и Variety, а также самый влиятельный критик Америки Роджер Эберт, про которого ходит слава, что он один может своей оценкой убить фильм в прокате. Они хвалят фильм за глубину и серьезность тем. Variety пишет: «В школе Хогвартс не осталось никаких детских штучек и игр. Прошлый фильм “Узник Азкабана” казался мрачным, но этот - просто-таки мрачнейший».
Да-да, вот в чем сходятся и поклонники, и хулители нью-Поттера: это первый фильм киносериала, который можно назвать именно мрачным, зловещим и даже страшным и жестоким. Компания CNN провела опрос родителей. Почти все в один голос отвечают, что фильм переполнен взрослыми ситуациями, что в нем активны темные силы и слишком много насилия. Итог - прокатные ограничения почти во всех странах, включая Великобританию (рейтинг «12А») и США (PG-13), что означает допуск детей на просмотр, соответственно, до 12-ти и 13-ти лет только в сопровождении родителей. Прежде допуск к телу Гарри никто не ограничивал.
Особо пугающих моментов три. Первый: атака сторонников злодея Волан-де-Морта - «пожирателей смерти» - на чемпионат мира по квиддичу, лютой игре в мячи на летательных метлах, рядом с которой регби не суровее пинг-понга. Эту атаку в английской прессе уподобили террористическим актам в Лондоне минувшим летом. Среди прочего «пожиратели» запускают в ночное небо страшную черную метку Волан-де-Морта - призрачный череп со змеей. Второй: одно из испытаний Гарри Поттера во время состязаний за Кубок огня - опаснейший турнир представителей разных волшебных школ, многие участники которого в прошлом погибали. Имеется в виду то памятное читавшим книгу испытание, когда он должен умудриться похитить золотое яйцо у дракона породы Венгерская Хвосторога.
Но все пасует перед кульминационной сценой: гибели одного из важных положительных персонажей и первого появления почти обретшего тело и силу Волан-де-Морта - считай, дьявола. Один его облик наводит на зрительный зал полнейшую жуть. Дьявола изображает Рейф Файнс. Фредди Крюгер отдыхает. Бледный как смерть, безволосый и безносый Волан-де-Морт Файнса, как написала трепетная критикесса Манола Даргис в «Нью-Йорк Таймс» - «воплощенная мерзость».
Режиссер Майк Ньюэлл снимал эту сцену явно не без удовольствия. То ли в шутку (ради провокации), то ли всерьез он объявил, что дети иного и не заслуживают: «Мне хотелось столкнуть поттериану с этакого добренького сладкого пути. Я всегда считал, что дети - жестокие, грязные, испорченные анархисты». Но понятно, что в своем видении истории Поттера Ньюэлл следовал автору книг - Джоан Роулинг.
Роулинг поставила небывалый в мировой беллетристике эксперимент: книги поттерианы взрослеют вместе с героями и читающей аудиторией. Они становятся все более серьезными. И кровавыми. От романа к роману - все больше смертей, причем начинают изничтожаться персонажи из числа главных и любимых. В пятой книге погибает один из защитников и наставников Гарри - Сириус Блэк, который в экранизации четвертой книги еще жив и сохраняет черты актера Гэри Олдмена. В выходящей у нас на этой неделе шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка» найдет смерть еще более важный герой.
Еще сильнее внимательного читателя должны бы насторожить изменения в характере самого Гарри Поттера. Он в вечных истериках и подвержен неконтролируемой ярости. В пятой книге он начинает видеть некоторые ситуации глазами Волан-де-Морта. А вы помните, что у Гарри и Волан-де-Морта (в системе Роулинг, «бога» и «дьявола») волшебные палочки-близнецы, то есть между ними много родственного? Гарри олицетворяет собой непростую и даже опасную, не поощряемую в Америке идею о дуализме Добра и Зла. Вы считаете, что Гарри - безусловное Добро? А Добро убивать способно?
Фанаты опасаются, что в седьмой, заключительной части поттерианы Роулинг выкинет совсем уже немилостивое коленце - и прикончит любимого мальчика XXI века. Возможно, вместе с его темным оппонентом.
У меня другое подозрение: не повторит ли Гарри путь Анакина Скайуокера и некогда легендарного агента Купера из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс»? Не то чтобы он непременно перейдет на сторону темных сил, но не сольются ли Добро и Зло воедино? То-то будет философский парадокс!
Похожая мысль, кажется, стала приходить в головы и зарубежных критиков. Они ее напрямую не высказывают, но в рецензиях вдруг появились словосочетания «темные силы» и «темная сторона», которые прежде употребляли только в связи со «Звездными войнами», Анакином Скайуокером и Дартом Вейдером.
И вот тут мы получаем любопытнейшую ситуацию. Никто не знает, что именно хочет учудить Роулинг, но насколько она вольна сейчас самостоятельно решать судьбу Гарри?
Роулинг - заложница. С одной стороны - аудитории, с другой - кинобизнеса. Ясно, что аудитория не простит ей плохого конца Гарри. Сумасшедших фанатов много - этак Роулинг придется делать пластическую операцию и просить ФБР спрятать ее вместе с семьей, как прячут важных свидетелей.
Бизнес, однако, ограничивает ее еще сильнее. Гарри принес рынку развлечений (книги, фильмы, игрушки, компьютерные игры, Lego, сувениры и пр.) баснословные прибыли. Если учесть, что основной мотив «Поттера» - романтический протест против обыденности, мещанской посредственности и, в конечном счете, буржуазных ценностей, то можно сделать забавный вывод: никогда еще буржуазный мир не использовал протест против себя с такой финансовой выгодой.
Я был уверен, что если «Гарри Поттер и Кубок огня» в кино вдруг провалится (мало ли, вдруг мальчик со шрамом на лбу начал надоедать?), то следующих экранизаций не будет. Тем более что актеры уже опережают по возрасту своих персонажей («Гермионе», «Гарри» и «Рону» сейчас, соответственно, 15, 16 и 17, а плохому «Драко Малфою» и вовсе 18, причем его рост уже 185). Но фильм явно успешен, значит, в 2006-м начнется экранизация пятой книги «Гарри Поттер и Орден Феникса» - пока с теми же актерами. Дэниелу Редклиффу положен фантастический гонорар в $14,4 млн - никакой Дастин Хоффман подобного никогда не получал. (Майк Ньюэлл, кстати, заработал как режиссер «Кубка огня» только $1 млн - может, поэтому он так ненавидит испорченных детей?)
Для шестой серии актеры уже будут «стары». Но поменять их - значит разочаровать публику. Выдвигаю версию: их просто оцифруют и компьютерно омолодят, как уже оцифровывали Тома Хэнкса для «Полярного экспресса», что позволило ему там «сыграть» почти все роли: от мальчиков до дядей. Титры «Гарри Поттера и Кубка огня» длятся 13 минут (из 157 минут фильма), что тоже почти рекорд. Значит, титры шестой части с указанием всех компьютерных супервайзеров будут еще длиннее.
Если Роулинг все же завершит седьмую итоговую книгу скверной развязкой, шестой фильм обречен на провал: разочарованные зрители на него не пойдут. Значит, бизнес не позволит Роулинг выпустить седьмую книгу, пока не выйдет фильм №6.
И публике за приключениями Гарри еще следить и следить.
Юрий Гладильщиков
В частности, там есть вывод о том, что седьмой книги мы не увидим раньше, чем выйдут еще два фильма.
На всякий случай, прячу текст статьи за море
28 ноя - 4 дек 2005 № 45 (75)
Грязный Гарри
В ночь со 2 на 3 декабря ровно в 24.00, по традиции, заимствованной у педантичных англичан, в наших книжных начнут продавать русский перевод шестой из семи намеченных книг поттерианы «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Левые - при этом не пиратские, а легальные экземпляры издательства «РОСМЭН» (очевидно, утащенные со складов) - уже недели две лежат на лотках по цене до 1000 руб., хотя нормальная стоимость будет втрое ниже (в Интернет-магазинах уже принимают заказы - 289 руб.). Неделю назад на лотках, но уже киношных, непременно появились бы и пиратские DVD с только что вышедшей голливудской экранизацией четвертой книги «Гарри Поттер и Кубок огня». Но не появились: в Москве провели невиданную облаву на торговцев контрафактной продукцией. Многие видео-CD-DVD ларьки поспешили закрыться. В других под видом фильма - и с его официальным постером на коробке - втюхивали игру «Гарри Поттер и Кубок огня». Что же, господа, не все коту масленица. Будем ждать российской премьеры 22 декабря. Между тем, четвертый кино-Гарри уже произвел за рубежом большую сенсацию.
На прошлой неделе популярный киносайт www.imdb.com сообщил, что «Гарри и Кубок» собрал за уикенд в США $110 млн: второй результат в финансовой истории кино. Правда, потом цифры скорректировали (до $101,4 млн), но четвертый результат в истории - это тоже круто (после почти $115 млн «Человека-Паука», $108,4 млн «Звездных войн: Эпизода III» и $108 млн «Шрека-2»). В Великобритании фильм установил рекорд по числу проданных билетов за три дня - 3 млн! Факты взбудоражили Голливуд, поскольку в этом году на американском кинорынке - впервые с конца 80-х - не рост, а некоторое падение кассовых сборов. Компания BBC снабдила свой сайт шапкой со слоганом, что новый «Гарри» и выходящие вскоре «Кинг Конг» и «Хроники Нарнии» радикально перепишут экономическую киноисторию.
Вдобавок американские критики признали свежего кино-Гарри режиссера Майка Ньюэлла (он известен как автор романтической комедии «Четыре свадьбы и похороны») безусловно лучшим из четырех фильмов поттерианы. Нет, не все критики. Кто-то фильм и поругивает: кто за, как ему кажется, утрату магического духа (герои окончательно переоделись из волшебных плащей в свитера и джинсы, а у Рона - по-современному длинные волосы). Кто-то за длину (157 минут), кто-то за утерю отдельных персонажей, например, противных Дурслей.
Но придирки не в счет, потому что фильм назвали блестящим и лучшим два ведущих деловых киноиздания The Hollywood Reporter и Variety, а также самый влиятельный критик Америки Роджер Эберт, про которого ходит слава, что он один может своей оценкой убить фильм в прокате. Они хвалят фильм за глубину и серьезность тем. Variety пишет: «В школе Хогвартс не осталось никаких детских штучек и игр. Прошлый фильм “Узник Азкабана” казался мрачным, но этот - просто-таки мрачнейший».
Да-да, вот в чем сходятся и поклонники, и хулители нью-Поттера: это первый фильм киносериала, который можно назвать именно мрачным, зловещим и даже страшным и жестоким. Компания CNN провела опрос родителей. Почти все в один голос отвечают, что фильм переполнен взрослыми ситуациями, что в нем активны темные силы и слишком много насилия. Итог - прокатные ограничения почти во всех странах, включая Великобританию (рейтинг «12А») и США (PG-13), что означает допуск детей на просмотр, соответственно, до 12-ти и 13-ти лет только в сопровождении родителей. Прежде допуск к телу Гарри никто не ограничивал.
Особо пугающих моментов три. Первый: атака сторонников злодея Волан-де-Морта - «пожирателей смерти» - на чемпионат мира по квиддичу, лютой игре в мячи на летательных метлах, рядом с которой регби не суровее пинг-понга. Эту атаку в английской прессе уподобили террористическим актам в Лондоне минувшим летом. Среди прочего «пожиратели» запускают в ночное небо страшную черную метку Волан-де-Морта - призрачный череп со змеей. Второй: одно из испытаний Гарри Поттера во время состязаний за Кубок огня - опаснейший турнир представителей разных волшебных школ, многие участники которого в прошлом погибали. Имеется в виду то памятное читавшим книгу испытание, когда он должен умудриться похитить золотое яйцо у дракона породы Венгерская Хвосторога.
Но все пасует перед кульминационной сценой: гибели одного из важных положительных персонажей и первого появления почти обретшего тело и силу Волан-де-Морта - считай, дьявола. Один его облик наводит на зрительный зал полнейшую жуть. Дьявола изображает Рейф Файнс. Фредди Крюгер отдыхает. Бледный как смерть, безволосый и безносый Волан-де-Морт Файнса, как написала трепетная критикесса Манола Даргис в «Нью-Йорк Таймс» - «воплощенная мерзость».
Режиссер Майк Ньюэлл снимал эту сцену явно не без удовольствия. То ли в шутку (ради провокации), то ли всерьез он объявил, что дети иного и не заслуживают: «Мне хотелось столкнуть поттериану с этакого добренького сладкого пути. Я всегда считал, что дети - жестокие, грязные, испорченные анархисты». Но понятно, что в своем видении истории Поттера Ньюэлл следовал автору книг - Джоан Роулинг.
Роулинг поставила небывалый в мировой беллетристике эксперимент: книги поттерианы взрослеют вместе с героями и читающей аудиторией. Они становятся все более серьезными. И кровавыми. От романа к роману - все больше смертей, причем начинают изничтожаться персонажи из числа главных и любимых. В пятой книге погибает один из защитников и наставников Гарри - Сириус Блэк, который в экранизации четвертой книги еще жив и сохраняет черты актера Гэри Олдмена. В выходящей у нас на этой неделе шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка» найдет смерть еще более важный герой.
Еще сильнее внимательного читателя должны бы насторожить изменения в характере самого Гарри Поттера. Он в вечных истериках и подвержен неконтролируемой ярости. В пятой книге он начинает видеть некоторые ситуации глазами Волан-де-Морта. А вы помните, что у Гарри и Волан-де-Морта (в системе Роулинг, «бога» и «дьявола») волшебные палочки-близнецы, то есть между ними много родственного? Гарри олицетворяет собой непростую и даже опасную, не поощряемую в Америке идею о дуализме Добра и Зла. Вы считаете, что Гарри - безусловное Добро? А Добро убивать способно?
Фанаты опасаются, что в седьмой, заключительной части поттерианы Роулинг выкинет совсем уже немилостивое коленце - и прикончит любимого мальчика XXI века. Возможно, вместе с его темным оппонентом.
У меня другое подозрение: не повторит ли Гарри путь Анакина Скайуокера и некогда легендарного агента Купера из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс»? Не то чтобы он непременно перейдет на сторону темных сил, но не сольются ли Добро и Зло воедино? То-то будет философский парадокс!
Похожая мысль, кажется, стала приходить в головы и зарубежных критиков. Они ее напрямую не высказывают, но в рецензиях вдруг появились словосочетания «темные силы» и «темная сторона», которые прежде употребляли только в связи со «Звездными войнами», Анакином Скайуокером и Дартом Вейдером.
И вот тут мы получаем любопытнейшую ситуацию. Никто не знает, что именно хочет учудить Роулинг, но насколько она вольна сейчас самостоятельно решать судьбу Гарри?
Роулинг - заложница. С одной стороны - аудитории, с другой - кинобизнеса. Ясно, что аудитория не простит ей плохого конца Гарри. Сумасшедших фанатов много - этак Роулинг придется делать пластическую операцию и просить ФБР спрятать ее вместе с семьей, как прячут важных свидетелей.
Бизнес, однако, ограничивает ее еще сильнее. Гарри принес рынку развлечений (книги, фильмы, игрушки, компьютерные игры, Lego, сувениры и пр.) баснословные прибыли. Если учесть, что основной мотив «Поттера» - романтический протест против обыденности, мещанской посредственности и, в конечном счете, буржуазных ценностей, то можно сделать забавный вывод: никогда еще буржуазный мир не использовал протест против себя с такой финансовой выгодой.
Я был уверен, что если «Гарри Поттер и Кубок огня» в кино вдруг провалится (мало ли, вдруг мальчик со шрамом на лбу начал надоедать?), то следующих экранизаций не будет. Тем более что актеры уже опережают по возрасту своих персонажей («Гермионе», «Гарри» и «Рону» сейчас, соответственно, 15, 16 и 17, а плохому «Драко Малфою» и вовсе 18, причем его рост уже 185). Но фильм явно успешен, значит, в 2006-м начнется экранизация пятой книги «Гарри Поттер и Орден Феникса» - пока с теми же актерами. Дэниелу Редклиффу положен фантастический гонорар в $14,4 млн - никакой Дастин Хоффман подобного никогда не получал. (Майк Ньюэлл, кстати, заработал как режиссер «Кубка огня» только $1 млн - может, поэтому он так ненавидит испорченных детей?)
Для шестой серии актеры уже будут «стары». Но поменять их - значит разочаровать публику. Выдвигаю версию: их просто оцифруют и компьютерно омолодят, как уже оцифровывали Тома Хэнкса для «Полярного экспресса», что позволило ему там «сыграть» почти все роли: от мальчиков до дядей. Титры «Гарри Поттера и Кубка огня» длятся 13 минут (из 157 минут фильма), что тоже почти рекорд. Значит, титры шестой части с указанием всех компьютерных супервайзеров будут еще длиннее.
Если Роулинг все же завершит седьмую итоговую книгу скверной развязкой, шестой фильм обречен на провал: разочарованные зрители на него не пойдут. Значит, бизнес не позволит Роулинг выпустить седьмую книгу, пока не выйдет фильм №6.
И публике за приключениями Гарри еще следить и следить.
Юрий Гладильщиков
Пожалуйста!