Хорошо, что нынешний год выдался високосным, иначе бы на протяжении года сабжевых постов можно было писать аж 3 штуки.
На "Утре" наткнулась на старенькую статейку об истоках "параскавидекатриафобии". Дамы, считающие себя ведьмами, а нам, оказывается, бояться этого дня вовсе ни к чему!
Читать дальше
"Считается, что представление о несчастливом тринадцатом числе уходит корнями в Священное Писание – дескать, тринадцатым был Иуда. Но позволю себе заметить, что этого числа побаивались еще язычники. Поскольку ко времени евангельских событий считать уже умели, надо полагать, что причинно-следственная связь здесь иная. Иуда потому и стал тринадцатым, что должен был быть выделен из общей гармоничной группы апостолов.
Впрочем, причина "неблаговидности" числа 13 очевидна: ранее счет в Европе шел на дюжины (12 предметов). Тринадцатый предмет превращал именуемую группу в нечто неправильное, а значит, "дьявольское". Остатки двенадцатеричной системы счета до нынешнего времени можно наблюдать, например, в английском счислении. До двенадцати числа имеют наименование из одного слова, потом начинаются арифметические упражнения. Тринадцать в английском складывается этимологически из названий цифр "три"-"десять".
Куда более неясны истоки боязни пятничного дня. Обычно причину также ищут в Евангелии. В пятницу был, как известно, распят Спаситель. Однако верование и тут уходит в более древние представления язычников о мироустройстве, так как осторожное отношение к пятому дню недели проявляется задолго до распространения христианства.
Приведу лишь несколько убедительных фактов. В скандинавской мифологии пятница была посвящена богине Фрейе (отсюда английское Friday – день Фрейи), божественной возлюбленной, творчеству и страсти, но вместе с тем и колдовству и потусторонним силам. У римлян пятница принадлежала Венере (отсюда французское vendredi), которая близка по "смыслу" северной Фрейе. На Руси пятница – пятый день недели – относилась к Параскеве Пятнице. Последняя, в свою очередь, являлась продолжением культа Макоши (Мокоши) - женского божества, прародительницы, которую представляли как женщину с большой головой, прядущей по ночам кудель.
Все эти отсылки приводят нас к женскому началу, ассоциировавшемуся у наших предков с непонятным, нелогичным и, наконец, с чужим и чуждым миром. Такое представление усиливалось тем, что пятница оказывалась нечетным днем недели, - как известно, первобытному представлению о вселенной важно деление на добро и зло, свое и чужое. На этой же двойственности основана и оппозиция "чет и нечет", задающая представление о "недоброкачественности" нечетных чисел.
Таким образом, представление о страшном дне – пятнице – складывалось, в первую очередь, из ощущения непонятного, чужого, а значит, колдовского. Действительно, от колдующей женщины, тем более, - от влюбленной колдующей женщины, которыми были все покровительницы пятницы, можно ожидать самых непредсказуемых действий. А если она к тому же как-то оказывается "тринадцатой", то есть выпадающей из стандартной структуры мира, последствия могут быть просто-таки катастрофическими.
В качестве утешения хочу только отметить, что "пятничные" богини всегда связаны с одним из наиболее положительных чувств – с любовью. Конечно, страсть зачастую приносит несчастья. Но она же может подарить и большую радость. Так или иначе, все, что происходит в этот день, - чудо. В качестве такового и стоит воспринимать 13, пятницу".
Пятница, 13-е
Хорошо, что нынешний год выдался високосным, иначе бы на протяжении года сабжевых постов можно было писать аж 3 штуки.
На "Утре" наткнулась на старенькую статейку об истоках "параскавидекатриафобии". Дамы, считающие себя ведьмами, а нам, оказывается, бояться этого дня вовсе ни к чему!
Читать дальше
На "Утре" наткнулась на старенькую статейку об истоках "параскавидекатриафобии". Дамы, считающие себя ведьмами, а нам, оказывается, бояться этого дня вовсе ни к чему!
Читать дальше